Британские учёные о клубе «Каллисто».

Фрагмент доклада «Формирование командного духа среди клиентов туристского клуба «Каллисто»» by Chepkasov E.V., Ph.D

… Водный туризм, равно как и туризм пеший, горный, велосипедный и т.д. привлекает людей, не очень-то пекущихся о комфорте, поскольку палаточный вариант проживания, высокие физические нагрузки, скудный рацион питания и прочие неудобства не позволяют говорить о комфорте. Если люди позволяют всему этому происходить с собой, значит они преследуют некую сверхцель, видят в такой форме отдыха или не совсем отдыха путь к чему-то высшему. Но к чему?
И как сделать так, чтобы совместное движение к этому высшему еще и приносило доход организаторам движения?

Примером внятного ответа на поставленные вопросы является деятельность туристского клуба «Каллисто» по формированию командного духа среди клиентов.
Организатор клуба — Андрей Петров, 1960 г.р., моряк, с 1995 г. работает инструктором в многопрофильном туристском клубе «Парус», водит группы по Ладоге, потом решает отделиться от «Паруса» и в 2007 г. образует туристский клуб «Каллисто», специализирующийся на байдарочных походах по ладожским шхерам.

За истекший период практически вытеснил «Парус» с Ладоги за счет более качественного узкоспециализированного туристского предложения, за счет постоянного сравнительного позиционирования и за счет продуманной деятельности по формированию командного духа среди клиентов-туристов.

Скажем для начала о представленности обоих клубов в Интернете.

У «Паруса» есть сайт http://www.t-34.ru, у «Каллисто» — http://www.sevladoga.ru. Оба сайта по типу являются хорошими сайтами-визитками, не дотягивающими до уровня представительских. «Парус» имеет сайт с более разветвленной структурой, что обусловлено большим количеством предлагаемых туристских продуктов (байдарки, лодки, рафты, Вуокса и Ладога, конный туризм, туры по России, корпоративы, детские лагеря, лыжные стрелы и т.д.). В качестве обратной связи на обоих сайтах выступают телефоны, электронные адреса, группы социальной сети «Вконтакте», книги отзывов.

Группы «Вконтакте» выглядят гораздо основательнее у Каллисто: «Ледяная Ладога» (http://vk.com/ledladoga) и «Православные байдарочные походы по Северной Ладоге» (http://vk.com/sevladoga) в пику группе «Туристский клуб «Парус» (http://vk.com/club9950816). Группы «Каллисто» активно посещаются теми, кто ходил в поход с Андреем Петровым, в них идет живое общение. Группа «Паруса» имеет всего 3 темы для обсуждения, которые забиты спамом, а профиль руководителя группы заблокирован.

Собственно, группа «Паруса» мертва, а группы «Каллисто» живы. Почему? Очевидно, что клиенты «Каллисто» прониклись корпоративным духом, почувствовали принадлежность к туристскому клубу и не хотят эту связь рвать. Они разделяют миссию клуба, стремятся к той же сверхцели, что и Андрей Петров.

Как это достигнуто?

Клуб "Каллисто"

1. Роль личности в истории.

Не все клиенты «Каллисто» знают это название. Более популярный и общеизвестный вариант — «Байдарочный клуб Андрея Петрова». Инструктор действительно занимается внутрикорпоративным PR как на протяжении походов, так и вне их. Он создал себе имидж «морского волка», надежного, находчивого, веселого, неистощимого на шутки, байки, анекдоты. К каждому члену туристической группы он вырабатывает индивидуальный поход, умеет похвалить так, что это не выглядит лестью, умеет и поругать так, что желания оправдываться не возникает. Во внепоходные периоды он поддерживает контакт с участниками походов посредством социальных сетей, поздравляет с праздниками и т.п.

2. Роль снаряги и жрачки.

Основа многих корпоративных кодексов — это надежность компании и социальные гарантии для работников. В походе это именно то, о чем я написал в подзаголовке. Туристское снаряжение и питание — основной пункт, по которому осуществляется сравнительное позиционирование с конкурентами. Андрей Петров уделяет этому обстоятельству внимание в каждом походе, в результате чего у туристов возникает ощущение повышенной заботы со стороны инструктора. Действительно, байдарки, палатки и тент не текут, в поход берется мобильная баня (один из дней становится банным) и коптильня, еда разнообразна и обильна, присутствует 10-литровая канистра кагора на каждую группу, что не может не радовать.

3. Роль команды.

Начиная с первого похода вокруг Андрея Петрова стала образовываться команда единомышленников. Некоторым из них он передал часть ответственности за те или иные стороны походной жизни (например, появился ответственный за духовную часть и ответственный за хозяйственную часть), остальные же просто стали ежегодно ходить на байдарках с Андреем Петровым. В некотором подобии корпоративного кодекса «Чаепитие на мостике», размещенного на сайте, он пишет: «Основной костяк в походах составляет команда, которая ходит со мной уже несколько лет. Но это не означает, что мы замкнулись в узком кругу. Мы с радостью принимаем в нашу семью всех, кто любит природу и бережно к ней относится, всех, для кого слова дружба и взаимовыручка не пустой звук, всех, кто любит туризм, в его изначальном понимании, туризм не рафинированный, отлакированный под евростандарт с розетками на деревьях и катерами сопровождения».

4. Роль корпоративных ритуалов.

Как известно, корпоративные ритуалы формируют командный дух. У «Каллисто» есть такие ритуалы: привальная и отвальная, т.е. застолье перед началом и по окончании похода, банный день (баня устраивается на берегу Ладожского озера), инициация для новичков (испитие воды из-за борта байдарки), особая форма обращения к участникам похода («тетки» и «дядьки»), особая форма тостов («…и по этому поводу мы ка-ак ЖАХНЕМ!!!»), корпоратив под названием «Закрытие сезона», проводимый на берегу Вуоксы во вторые сентябрьские выходные для всех, кто когда-либо ходил в походы с «Каллисто» — песни под гитару, сбор грибов и ягод, баня.

Так и формируется командный дух туристского клуба «Каллисто».